Email маркетинг представляет собой высокоэффективный инструмент, который используется для создания и поддержания прямой связи между клиентом и компанией, реализующей тот или иной товар или предоставляющей определенные услуги. Если email маркетинг построен грамотно, то он способствует повышению показателей первичных и вторичных продаж и приверженности клиентов к продуктам компании. Этот вид продвижения товаров и услуг в корне отличается от СПАМа, хотя некоторые до сих пор считают, что это одно и то же. СПАМ – это письма, которые отправляются получателям без их предварительного согласия. Это происходит, когда электронные адреса нелегально попадают в открытый доступ и становятся достоянием спамеров. Email маркетинг – это рассылка писем от конкретной компании, с которой клиент так или иначе уже знаком, хотя бы мельком, но знаком, и которой давал добровольное согласие на получение электронных писем.
К основным особенностям email маркетинга можно отнесли следующие.
Абсолютная легальность. Компания, которая проводит интернет рассылку, делает это с позволения клиента. Последний, в свою очередь, имеет право не открывать письма, отправлять их в СПАМ или отписываться от рассылки.
Высокая эффективность. Она достигается благодаря формированию прямого диалога между компанией и клиентом. Посредники, которые могли бы намеренно или случайно исказить информацию, исключаются. Факт непосредственного взаимодействия оказывает почти магический эффект на процесс формирования и поддержания доверительных отношений, без которых клиент просто не остается приверженным промотируемому продукту.
Возможность создания, анализа и редактирования свой собственной базы клиентов. Люди, попадают в такую базу отнюдь не “с улицы” и не из баз других компаний. Прежде чем зарегистрироваться, они искали определенный продукт, выбрали конкретный сайт из результатов поиска, ознакомились с информацией, представленной на веб ресурсе, и только после этого, будучи заинтересованными в дальнейшем сотрудничестве, дали согласие на получение писем по электронной почте.
Невысокая стоимость. Email маркетинг требует только умения грамотно выстраивать рекламную кампанию и вовремя отправлять письма и обрабатывать ответы. Более никаких затрат не требуется. Это поистине удивительно эффективный и практически бесплатный инструмент промоции, который при умелом использовании способен вывести уровни продаж и допродаж на совершенно новый уровень.
Возможность обратной связи. Email канал позволяет получать отзывы и письма с благодарностями, рекомендациями и просьбами клиентов, что очень важно для сохранения прямого контакта и доверия к компании.
Всю электронную рассылку можно разделить по принципу содержащегося в ней контекста и преследуемой цени на пять основных видов.
Письма – автоответчики. Они призваны сообщать или подтверждать действия, совершенные клиентом на сайте. Примерами могут быть подтверждение регистрации или оформления подписки на новости. Иногда такие письма содержат ссылки для дополнительной проверки верности электронного адреса клиента, но в подавляющем большинстве не требуют никакого ответа.
Письма – подтверждения выбора товара и/или совершения оплаты. Эта рассылка выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она напоминает клиенту о том, что ему понравилось, что он выбрал и хотел приобрести, но возможно, отвлекся и забыл. Во-вторых, она сообщает, что платеж прошел успешно, и в скором времени клиент получит то, в чем был заинтересован. В случае возникновения проблем с переводом денег, такое письмо объясняет возможные причины и рассказывает о способах устранения неполадок.
Письма – анонсы. Являются основным двигателем email маркетинга и играют важнейшую роль в поддержании контактов с клиентами и их привлечению к активному взаимодействию с компанией, а следовательно, к повышению продаж последней. Именно анонсы, а не реклама делает компанию интересной.
Письма – реклама. Это самый “опасный” вид рассылки, потому что неправильно составленный призыв к покупке может быть расценен неоднозначно, вызывать негативные эмоции, считаться чересчур навязчивым и навсегда отправлять даже потенциально долгосрочное сотрудничество в никуда, а именно в спам или в отписку от рассылки. К составлению рекламных писем должен привлекаться персонал, который специализируется именно на промоции и покупательской психологии.
Письма – триггеры. Это своеобразные напоминатели и поощрители, которые постоянно удерживают компанию в поле зрения и не дают забыть о ней. Они могут содержать информацию о бонусах, акциях, дополнительных скидках, а также предложения приобрести по специальной цене продукт, который подходит к тому, который уже был куплен.